XXII век. Почтенное собрание учёных обсуждает период истории, известный как XX век. Таковой представляется учёным мужам просто поразительным.
Дискуссии идут уже много дней. Рассмотрены представленные обширные материалы, включая документы, видео и пр. Один из учёных обобщает:
- Ну что ж, это исследование было очень поучительным, но я несколько сбит с толку.
- Что же вам непонятно? - спрашивает председатель.
- Может ли быть истинным вывод, каковой я сделал в результате изучёния всего объема фактов. Неужели это правда, что в годы экономических неурядиц и потрясений, да в те же 1990-е годы, система образования не была поставлена перед настоятельной необходимостью перемен? Этого же требовало Время! Она не выполняла того, что должна выполнять, чтобы, как минимум, оправдать своё существование в обществе. Ибо она не смогла обеспечить людей знаниями и умениями, необходимыми для решения многочисленных проблем того века.
Многие из присутствующих молча кивают головами. А учёный продолжил:
- Их общество не смогло обучить людей принципам существования денег, тогда как эти самые принципы были жизненно необходимы для них для выживания в системе! Они только обучали профессиям, а те вскоре становились устарелыми и ненужными. Как это напоминает первобытную охоту и сбор растений, когда общество было не в состоянии научить людей, где искать растения для пищи или как выслеживать птиц и других животных, которые обеспечили бы их мясом.
Учёные продолжали молча кивать головами:
- Если не система образования учила людей финансам, кредитам и инвестированию, то кто же?
Ему тотчас ответил специалист, детально ознакомившийся с этим вопросом:
- Банки и все имевшииеся финансовые институты выполняли эту роль.
Учёный с недоверием покачал головой:
- Вы хотите сказать, что организации, наживавшиеся на их ошибках и незнании и являвшиеся в конечном итоге ответственными за развал экономики, и были их учителями?
В зале поднялся ропот. После оживленного обмена мнениями, ученые были вынуждены признать: именно таковым было положение дел, несмотря на всю его неправдоподобность и даже нелепость.
- Мне это очень напоминает проводы овец на бойню, - громко высказался один из присутствующих.
- Или то, что слепой ведёт слепых, - включилась сидящая с ним рядом дама.
- Ну, пожалуй, скорее нечто среднее между тем и другим, - вслух прокомментировал их сосед.
Многие откровенно посмеивались; кто-то находил тогдашнюю ситуацию забавной, хотя в то же время сознавая трагический смысл в происходившем.
В зале повисла долгая пауза. И выступавший с растерянным видом продолжал:
- Что остаётся лично для меня самым непостижимым и чудовщным, почему учителя в ХХ веке наказывали детей за ошибки. А массы при всем том не возмущались. Возможно ли такое, чтобы они не знали – тем самым они нарушают фундаментальные основы и принципы обучения?
Воцарилась глубокая тишина. Что ни говорите, но именно так оно и было. Наказывая детей за честные ошибки, которые неизбежно сопровождали процесс обучения, учителя по сути закрыли дверь для их самоутверждения и отнимали у них надежду на будущую удачную и счастливую жизнь. Тишина, стоявшая в почтенной аудитории, недвусмысленно свидетельствовала о тревожном согласии если не каждого, то подавляющего большинства из присутствующих. Затем кто-то произнес громко, словно бы подводя итог:
- Боже мой! Они ж были самыми настоящими варварами!
|