Монах спросил Банкея:
— Есть ли в занятиях дзадзэн хоть какой-то смысл?
— Не стоит испытывать неприязнь к дзадзэн, — ответил Банкей, — точно так же, как не стоит пренебрегать чтением сутр, совершением поклонов и всем прочим в том же духе. Такусан потрясал посохом. Риндзай кричал: «Кхат!» Гутей воздевал вверх палец. Бодхидхарма сидел лицом к стене. Все они использовали свои методы в соответствии с ситуацией, сложившейся на определённый момент. Всё это были лишь уловки добрых и талантливых мастеров. Изначально нет никакой зафиксированной, чётко определённой Дхармы. Если вы попытаетесь навязать Дхарме какое-то жёстко фиксированное толкование, то этим только ослепите свои глаза (своё око Дхармы). Не загромождайте сознание думами о предпосылках и возможных последствиях. Будьте подобны зеркалу, отражающему всё, что предстаёт перед ним, и тогда вы уже никак не сможете уклониться от непосредственного и совершенно целостного взаимодействия со всем сущим.
|