Главная  XX  Бессмертие  XXI  Книги  ТВ Автор  Притчи  Заказы 
Тени БогаXX ВЕККАРАНДАШ

КАРАНДАШ

10 декабря 1901 г. родился Михаил Николаевич Румянцев.


Если его настоящего имени некоторые из нас не помнят или не знают (кстати, он и сам не любил его называть – говорил, это интересно только домоуправлению), то творческий псевдоним уж точно знаком каждому — это легендарный клоун Карандаш.


Выдающийся цирковой артист и мастер клоунады родился в Санкт-Петербурге. Незадолго до поступления мальчика в школу его мама умерла, и на попечении отца-рабочего и шестилетнего Миши остались младшие сестренка и братик — годовалая Леночка и трехлетний Костя. Кое-как окончив начальную школу, будущий великий артист поступил в ремесленное училище Общества поощрения художеств. Учеба особой радости не приносила, а потом и вовсе началась война 1914 года.


Еще через три года по России прокатилась революция. Миша, уже подросток, в голод и разруху скитался из города в город в поисках работы. Неизвестно, что пришлось вынести юноше, но осенью 1922 года он осел в городке Старица, где рисовал плакаты для местного театра. Однако подмостки, особенно в провинции, во времена разгульного НЭПа не очень привлекали публику, которая, немного разбогатев, устремилась в кабаре и рестораны. Сборы старицкой труппы начали падать, а артисты — постепенно разбегаться.


Часть из них под предлогом гастролей весной 1925 года уехали в Тверь. А вместе с ними и Михаил. Там он продолжил карьеру художника-оформителя, занимаясь плакатами для увеселительных мероприятий в городском саду. Но и эта работа продлилась недолго — уже осенью 1925 года Румянцев оказался в Москве, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр "Экран жизни". Переломным моментом в его жизни оказался 1926 год. Летом того года столицу посетили звезды заграничного немого кино — Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс.


Гостей из Голливуда принимали в столичном кинотеатре "Аре". Чтобы хоть одним глазком увидеть их, Михаил пробрался в толпу. В давке его оттеснили к стене кинотеатра. И тут он увидел знаменитых актеров рядом с собой! Именно в этот момент, как вспоминал впоследствии Карандаш, он и решил стать артистом.


Будущий клоун поступил на курсы сценического движения, а впоследствии в школу циркового искусства, в класс акробатов-эксцентриков. Клоунаду студентам преподавал известный театральный актер Марк Соломонович Местечкин, будущий главный режиссер Московского цирка на Цветном бульваре. Тогда, в 1928 году, Миша Румянцев объяснял педагогу, что очень стесняется выступать перед зрителями. "Тебе нужно побыть на публике, "обработаться", — ответил Местечкин. Через год молодой артист вместе со сверстниками отправился на гастроли в Белоруссию. Там он и поборол свою робость. Зрители встретили молодого коверного с явной симпатией и очень воодушевили его. Он понял: ему суждено быть клоуном!


По возвращении в Москву Михаил был отобран в группу артистов, которым предстояло работать в Летнем цирке в Парке культуры и отдыха им. Горького. Здесь на манеже Румянцев появился в роли… Чарли Чаплина. Грим, костюм, котелок и усики Маленького Бродяги были известны всем, а несомненный талант молодого артиста только усилил популярность образа. Закрепить успех Румянцев решил в частном цирке "Колосс", который отправлялся с гастролями в Ереван. Именно там молодой артист открыл свои секреты клоунского мастерства.


Во время гастролей Михаил заметил, что публика из первых рядов то и дело норовит взять что-то из его реквизита — котелок или тросточку. На то, чтобы их вернуть, у него порой уходило гораздо больше времени, чем собственно на исполнение репризы. Зрители смеялись даже не над шутками клоуна, а над ним самим, над его растерянностью. Он проходил между рядов, а его дергали за пиджак или подставляли ножку.


"Конечно, цирковой комик должен всегда быть готов обыграть всякого рода неожиданности, он обязан быть своего рода импровизатором. Но я считал себя актером и находил, что должен показывать, а зритель — смотреть. И я не хотел принимать от зрителя пусть даже безобидные шутки, потому что, реагируя на них, я тем самым отвлекался от поставленной перед собой актерской задачи", — так много лет спустя вспоминал о тех гастролях знаменитый Карандаш.


Артист твердо решил переломить ситуацию и подготовиться к различным "выпадам" публики. Для свободы импровизации необходимо быть разносторонне тренированным, и он приступил к тренировкам. Румянцев начал вести дневник, куда записывал свои наблюдения и размышления.Вскоре он почувствовал готовность выйти на манеж без заранее подготовленных сценок. Артисту предстояло на ходу, исходя из обстоятельств, "зацепиться" за то, что подвернется под руку, и обыграть это в полноценной репризе. Высший пилотаж клоунского искусства!


Каждый раз перед выходом на арену ему приходилось перебарывать страх перед неизвестностью. Со временем накопился бесценный опыт, и вскоре артист осознал, что ему невероятно нравится ощущать себя на манеже свободным. Образ Чаплина он оставил и выработал свой стиль. Теперь он выходил в образе простого человека в широких штанах и мятой шляпе, находчиво отыскивающего выход из любой ситуации. Впрочем, усики — для выразительности лица — Румянцев все же оставил. Его выступления представляли собой чудесный калейдоскоп из клоунады, пантомимы, эксцентрики, акробатики и даже дрессировки, а вскоре у Румянцева появился и постоянный четвероногий напарник — знаменитый скотч-терьер по имени Клякса.


Существует легенда о том, что добавить забавного песика к образу клоуна ему посоветовала маленькая девочка, с которой Румянцев познакомился во время прогулки по парку. Самого первого пса Михаила Николаевича звали Никc, а вскоре появился и его дублер. Черный, с большой головой, на очень коротких ножках, этот песик сразу полюбился публике. Он хорошо смотрелся на манеже и удачно дополнял образ клоуна. Казалось, будто они многие годы работают вместе.


Сценическим именем Клякса эта собачка обязана жене клоуна Тамаре Семеновне Румянцевой, которая была и его ассистентом. Однажды, отпустив четвероного артиста дома на пол, она заметила, что крошечный лохматый скотч-терьер выглядит на фоне красного ковра совсем как большая черная клякса. С тех пор все его "потомки" на сцене носили ту же кличку, даже если по собачьим документам звались иначе. Не менее любопытно происхождение сценического имени самого артиста — псевдоним Карандаш изначально не имел никакого отношения к обыденному канцелярскому предмету.


В поисках имени для своего персонажа Румянцев перелистывал журналы и газеты, тщательно изучал архивы Музея цирка, пока не нашел сборник карикатур, которые были размашисто подписаны: "КАРАН Д'АШ". Под этим прозвищем клоун Румянцев и появился перед ленинградской публикой в 1935 году, а уже через год, в 1936-м, Карандаша перевели в Московский цирк.


Артист завоевал неслыханную любовь столичной публики — каждое его выступление собирало аншлаг. Секрет своего успеха Румянцев видел во внимательном наблюдении за окружающей жизнью. Артист черпал вдохновение в сказках, изучал поговорки и пословицы — они тоже подсказывали темы для реприз.


"Сверкающие пятки" из лампочек. Поездка на ослике — с седлом и педалями от велосипеда, с автомобильным номером и ногой-"запаской". Неожиданное "купание" в бассейне с морскими львами и последующая "просушка" клоуна на веревке — такие вставки позволяли зрителям отвлечься от смены реквизита между номерами. Часто публика ходила в цирк только ради Карандаша, ведь озорной клоун иногда вовлекал в свои номера и зрителей из первых рядов. Один из таких случаев обыгран в знаменитых "Денискиных рассказах" писателя Виктора Драгунского.


Через пару месяцев после начала Великой Отечественной войны артист вместе с цирком был эвакуирован в тыл, но уже в 1942 году вернулся в Москву и продолжил свою работу — веселил и подбадривал людей. В годы войны Карандаш раскрылся как блестящий сатирик. Подобно знаменитым Кукрыниксам, он едко высмеивал врага. Лающая собака в роли нацистского министра пропаганды Геббельса; деревянный танк из бочки — когда он "взрывался", оборванец Карандаш с нелепым котлом на голове ковылял за кулисы… — такие карикатуры заставляли людей смеяться и, пусть ненадолго, позволяли забыть о тяготах военного времени. Не раз выезжал Карандаш и на фронт: в минуты затишья обыгрывал сценки из армейских будней и этим поднимал боевой дух солдат. Вскоре под его началом по местам боев ездила целая артистическая бригада: клоуны, акробаты, музыканты и певцы.


После победы Михаил Румянцев продолжил работать в Московском цирке. Теперь объектами его сатиры стали бракоделы, бюрократы и прочие персонажи, олицетворявшие пороки того времени. Учениками Карандаша были молодые артисты Юрий Никулин и Михаил Шуйдин — будущие звезды Цирка на Цветном.


Вскоре популярный артист появился на экране: он стал героем мультфильма "Карандаш и Клякса — веселые охотники", а потом его позвали и в кино. "Девушка с характером", "Высокая награда", "Карандаш на льду", "Старый двор" — все эти ленты отмечены талантом знаменитого клоуна. Карандаш активно гастролирует по всему миру. Его горячо принимают в Бухаресте, Марселе, Милане, Лондоне и даже в Рио-де-Жанейро. Его юмор понятен без перевода.


В 1972 году знаменитый клоун отметил семидесятилетие и полвека работы на арене. В тот год Карандашу было присвоено звание народного артиста СССР, а в 1979-м -Героя Социалистического Труда.


Умер Карандаш в 1983 году. За две недели до своего ухода он выступал на манеже. В Москве ему установлен бронзовый памятник: у ног Карандаша замерла верная Клякса. Такой же памятник недавно открыли в Гомеле. "Цирк не терпит грубой работы, штампов. Он требует изящества, тонкого вкуса. Клоун — это естественность", — говорил человек с самым узнаваемым в своей профессии псевдонимом…


КАРАНДАШ


Дата: 14.01.2016 12:30 (Прочтено: 439)
Copyright © Тени Бога   Все права защищены.

Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью
статистика